Забайкальский институт предпринимательства – филиал автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации» (ранее Читинский учебно-производственный комплекс НКИ) создан в результате слияния Читинского учебно-производственного комплекса «ПТУ- техникум» и Читинского филиала Новосибирского коммерческого института Центросоюза России.
 Исторические вехи развития кооперативного образования в Восточном Забайкалье берут свое начало с 1930-х годов, когда Читинский облпотребсоюз начал организовывать курсы повышения квалификации для работников системы потребительской кооперации через торгово-кооперативную школу, краткосрочные курсы и индивидуально-практическое обучение.
 В июне 1946 г. по постановлению Совета Министров СССР был открыт кооперативный техникум в г. Сретенске на базе торгово-кооперативной школы. Он стал одним из первых кооперативных учебных заведений по зоне Сибири и Дальнего Востока, открытых после войны.

 В 1959 г. техникум был переведен в Читу в специально построенное здание. С 1960 года на базе техникума более 30 лет работало профессиональное техническое училище.

Здание кооперативного техникума 1959 год


 C 1963 - по 1967 годы на базе техникума работал учебно-консультационный пункт (УПК) Новосибирского института советской кооперативной торговли (НИСКТ). С 1978 г. открыт Читинский филиал НИСКТа.

 В ноябре 1992 г. в соответствии с постановлением Центросоюза Российской Федерации №284 от 17.09.92 г. в результате слияния Читинского учебно-производственного комплекса «ПТУ-техникум» и Читинского филиала НИСКТ начал работу Читинский учебно-производственный комплекс Новосибирского коммерческого института, переименованный в апреле 1996 г. в Забайкальский институт предпринимательства Сибирской коммерческой академии потребительской кооперации. Институт является правопреемником реорганизованного учебного заведения. Учредителями института выступили Читинский облпотребсоюз и Сибирская коммерческая академия потребительской кооперации.
 Необходимость развития высшего кооперативного образования в Забайкалье, с присущими ему особенностями, было продиктовано рядом обстоятельств, прежде всего, постоянным дефицитом квалифицированных кооперативных кадров. Потребительская кооперация Забайкалья на протяжении многих десятилетий вносила весомый вклад в развитие экономики региона. Ей приходилось решать не только задачи по обеспечению жизненно важных потребностей сельского населения, с учетом традиционных занятий местных жителей овцеводством с множеством отгонных пастбищ, но и перспективными и масштабными проектами, связанными с развитием производительных сил и освоением природных богатств; строительством Байкало-амурской магистрали и обустройством прилегающих к ней территорий. Новые реалии требовали хорошо подготовленных к решению этих задач людей.
 Расчеты научной лаборатории Новосибирского института советской кооперативной торговли показывали, что к концу 1970-х годов обеспеченность кадрами высшей квалификации потребсоюзов Восточной Сибири и Дальнего Востока, особенно Читинского, составляла всего лишь одну треть от необходимого. В начале 1960-х годов в Читинской области из 9500 кооперативных работников специалисты со средним профессиональным образованием составляли 5.6% (539 чел.), с высшим, и того меньше- 32 чел. (0,3 %). При существующих в 70-е годы темпах подготовки кадров с учетом их текучести дефицит в специалистах высшей квалификации к 1990 г. прогнозировался в 20 тысяч человек, в том числе по Читинской области примерно в 2,4 тыс. человек. Из зачисляемых в НИСКТ ежегодно 670-680 чел., на районы Восточной Сибири приходилось в среднем 110 - 115 человек или 14-15 процентов. Отрицательное влияние на квалификационный уровень кооперативных кадров, их текучесть, социальную активность оказывали и суровые климатические условия, обширность территории, отдаленность от центра, низкая по сравнению с Россией (почти в 4 раза) плотность населения, проживание в труднодоступных не обустроенных местах, отсутствие необходимых бытовых условий и коммуникаций. Из всего этого следовало, что без своего вуза кооперация восточных районов страны не могла развиваться.
 Многие проблемы подготовки и переподготовки кооперативных кадров решали, и весьма успешно, кооперативный техникум с постоянно действующими курсами, и учебно-консультационный пункт Новосибирского института советской кооперативной торговли.
 Однако для подготовки высококвалифицированных кадров кооператоров, их профессионального совершенствования возможности среднего специального учебного заведения были ограничены. Развитие потребкооперации как системы требовало более высокого уровня кооперативного образования. В истории создания кооперативного вуза в Чите четко прослеживаются два этапа. Для первого, еще в рамках работы техникума, характерна подготовительная работа по созданию материально-технической базы с увеличением учебных площадей и оснащением их с перспективой на вуз. Были построены два общежития, 60-ти квартирный жилой Дом учителя со встроенным магазином для ученического потребительского общества (УЧПО), спортивно-оздоровительная база на озере Арахлей. Совершенствовались учебно-воспитательная, научно-методическая, поисковая работа, активно внедрялись прогрессивные методы обучения. Оправдала себя опережавшая система подготовки педагогических и научных кадров. Большинство преподавателей техникума имели два высших образования - специальное и педагогическое, отдельные преподаватели занимались научно-исследовательской работой, защищали кандидатские диссертации.
 Новый тип учебного заведения был создан не путем механического слияния трёх специальных кооперативных учебных заведений - “ПТУ-техникум” и филиала, а путем интеграции среднего профессионального учебного заведения в структуру вуза. На втором этапе развития пришлось испытать неизбежное влияния реформирования на морально-психологическое состояние вновь созданного коллектива, что требовало от руководства колоссальных усилий для выравнивания взаимоотношений, сбалансированности в работе всех структур и звеньев образовательного учреждения. Многолетний опыт функционирования кооперативного образовательного учреждения (техникум, филиал, институт) при бережном сохранении и приумножении традиций, преемственности в содержании учебно-воспитательной, научно-методической работы, постоянном развитии материально-технической базы, оснащении ее современными техническими средствами, а также проведанные реорганизации последних лет, позволили избрать профиль вуза в подготовке кадров - предпринимательство.

Исторические вехи кооперативного образования:

  • 1927 – 1946 – повышение квалификации в системе Читинского облпотребсоюза осуществлялось через торгово-кооперативную школу, краткосрочные курсы и индивидуально-практическое обучение;
  • 1946 – открыт кооперативный техникум в г. Сретенске;
  • 1959 – техникум переведен в г. Чита в специально построенное здание;
  • 1963 – 1967 – функционирует учебно-консультационный пункт Новосибирского института советской кооперативной торговли (НИСКТа);
  • 1978 – открыт Читинский филиал Новосибирского института советской кооперативной торговли (НИСКТ);
  • 1992 – образован Читинский учебно-производственный комплекс Новосибирского коммерческого института путем слияния Читинского учебно-производственного комплекса «ПТУ-техникум» и Новосибирского коммерческого института;
  • 1994 – Читинский учебно-производственный комплекс Новосибирского коммерческого института переименован в Читинский учебно-производственный комплекс Сибирской коммерческой академии потребительской кооперации (Читинский УПК СКА ПК);
  • 1996- Читинский учебно-производственный комплекс Сибирской коммерческой академии потребительской кооперации переименован в Забайкальский институт предпринимательства – филиал Сибирской коммерческой академии потребительской кооперации;
  • 1997 – Забайкальский институт предпринимательства - филиал СКА ПК переименован в Забайкальский институт предпринимательства - филиал Сибирского университета потребительской кооперации (СибУПК);
  • 2006 – утверждено полное наименование: Забайкальский институт предпринимательства – филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский университет потребительской кооперации»;
  • 2011 – утверждено новое полное наименование: Забайкальский институт предпринимательства – филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации»;
  • 2015 - утверждено новое полное наименование: Забайкальский институт предпринимательства – филиал частного образовательного учреждения высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации»;
  • 2018 - утверждено новое полное наименование: Забайкальский институт предпринимательства – филиал автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации».